Например, поддержав филиал в недружественной стране, можно стать спонсором терроризма. Еще одним суровой статьей для бизнеса может стать организация преступного сообщества. Спикеры говорили и о других проблемах предпринимателей, а еще делились советами о том, как их избежать.
Налоговые преступления
Алексей Лямин, партнер, адвокат Адвокатское бюро ZKS , рассказал о продолжении либерализации законодательства по налоговым преступлениям. Эксперт отметил, что тенденция была задана после начала СВО, когда ввели особый порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям. В этом году внесли изменения в статьи за уклонение от уплаты налогов (ст. 199 УК), неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК) и сокрытие имущества (ст. 199.2 УК). Теперь эти преступления перестали быть тяжкими и перешли в разряд средней тяжести. И если по предыдущим статьям есть практика привлечения к ответственности, то снижение сроков по ст. 199.4 УК за уклонение от уплаты страховых взносов выглядит нелепо. Ведь дел по ней не возбуждалось вообще.
Лямин отметил «декоративность» и других поправок. Так, в ст. 5 УПК добавили разъяснение понятий преступлений, совершенных в связи с предпринимательской деятельностью. Но по факту это лишь повторило то, что уже было сказано и учитывалось судами ранее. Это же касается и поправки к ч. 3.1. ст. 18 УПК, обязывающей следователя мотивировать, почему преступление совершено не в сфере предпринимательской деятельности. Еще эксперт отметил, что усложнился процесс продления сроков, если была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу (ч. 2.1 ст. 109, ч. 4 ст. 162, ч. 3 и 4 ст. 223 УПК).
«От усложнения продления сроков для следствия не будет никакого эффекта, если суды при избрании меры пресечения не будут указывать, что преступление совершено в сфере предпринимательской деятельности. Поправки не будут работать, поскольку они предусмотрены только в отношении предпринимателей, которые совершили преступления в этой сфере», – Алексей Лямин
Продолжила говорить о тенденциях изменения правоприменительного подхода в пользу предпринимателей Анна Голуб, партнер, адвокат, Criminal Defense Firm Спикер перечислила, что еще поменялось за последнее время для бизнеса. Так, ввели новую статью в отношении коллекторов по незаконному возврату просроченной задолженности (ст. 172.4 УК), изменили применение такого наказания, как принудительные работы, а Конституционный суд исключил НДФЛ из размера хищения (постановление № 53-П). Еще к положительным тенденциям Голуб отнесла изменения в оценке ущерба, усиление контроля по порядку возбуждения налоговых дел и прекращение уголовных дел в связи с возмещением ущерба. Несмотря на послабления, предприниматели не стали меньше обращаться к адвокатам и контрольным органам. Количество уголовных дел увеличилось, а проверок — уменьшилось. И это закономерно, считает Голуб.
«По налоговым вопросам советую бизнесу всегда обращаться за помощью к специалистам. Не ждать, когда что-то случится, а вовремя консультироваться со знающими людьми», – Анна Голуб.
С налогами сталкиваются все без исключений. По мнению Никиты Филиппова, заведующего МГКА Бюро адвокатов «Де-юре», абсолютно нормально, когда руководитель требует от финансового директора или главного бухгалтера минимизировать налоговые расходы. Для бизнеса это нормально, но налоговые органы могут воспринять это не совсем корректно. Эксперт считает, что способов минимизировать налоги достаточно много. Какая-то часть остается легальной, а какая-то была таковой до недавнего времени. Так или иначе, за каждое управленческое решение нужно платить. Филиппов привел в пример «прайс-лист», по которому можно узнать, какую цену заплатит предприниматель за неверное решение.
Статья Уголовного кодекса | Размер неуплаты, руб. | Тюремный срок | Срок давности |
Ст. 198. Уклонение физлица, в том числе ИП, от уплаты налогов | Крупный — 2,7 млн | До 1 года | 2 года |
Ст. 199. Уклонение организации от уплаты налогов | Крупный — 15 млн | До 2 лет | 2 года |
Ст. 199.1. Неисполнение обязанностей налогового агента | Крупный — 15 млн | До 2 лет | 2 года |
Ст. 199.2. Сокрытие денег или имущества юрлица или ИП | Крупный — 2,25 млн | До 3 лет | 2 года |
Ст. 199.3. Уклонение физлица от уплаты страховых взносов | Крупный — 1,8 млн | — | 2 года |
Ст. 199.4. Уклонение юрлица от уплаты страховых взносов | Крупный — 6 млн | До 1 года | 2 года |
В некоторых случаях игра не стоит свеч, считает Филиппов. Так, эксперт не советует бизнесу для снижения налогов пользоваться фирмами-однодневками, услугами искусственных посредников, мигрировать в субъект налоговых преференций и разделять компании в группе на «центр прибыли» и «центр убытков». Все это может всплыть во время проверки. Еще Филиппов отметил тренд 2023 года — привлечение к ответственности реальных бенефициаров. Если раньше в компаниях привлекали только формальных руководителей и главного бухгалтера, то банкротные дела задали новое направление. Теперь к уголовной ответственности стали привлекать и соучредителей, даже тех, чья доля ниже 51% голосов. Причина тренда проста: государству нужно пополнять бюджет, считает спикер.
Международные риски
По мнению Дмитрия Горбунова, партнера Рустам Курмаев и партнеры, тема уголовно-правовых рисков не так печальна, как выглядит. Спикер рассказал о рисках в международной деятельности бизнеса в 2023 году. Горбунов отметил, что чем больше пакетов санкций, тем увереннее бизнес преодолевает различные препятствия. Основными рисками в этом году стали валютные операции, санкционные условия, продажа или уход международного бизнеса и политические аспекты. При этом если валютные и политические ограничения идут со стороны России, то санкционные риски есть и зарубежные. К ним Горбунов относит:
Самым опасным остается политический риск, связанный со ст. 205.1 УК, — содействие террористической деятельности. Докладчик говорил о прецедентах, когда менеджмент материнской компании поддерживает свои структуры за рубежом. В таком случае организацию могут признать спонсором терроризма с последующей конфискацией активов.
Что учесть руководителям
Родион Шевелев, директор по правовым вопросам «Уголь-транса», предложил поговорить не о тех, кто стремится сесть в тюрьму за махинации, а о людях, которые должны избежать уголовно-правовых рисков благодаря усилиям внешних консультантов и инхаусов. Эксперт отмечает, что, несмотря на гуманизацию законодательства, на практике ситуация весьма напряженная и чувствуется большой провал в профессионализме правоохранительной системы. По мнению спикера, эффективная защита бизнеса должна начинаться с первого дня вступления в должность генерального директора. Ведь именно руководитель должен инициировать комплекс мер, чтобы минимизировать риски. Для этого нужно нанимать профессионалов, разрабатывать локальные акты и активно работать с персоналом. «Прорабатывать необходимо каждый шаг и исходить из того, что к бизнесу уже есть претензии», — считает Шевелев.
Уголовно-правовые риски есть и для компаний и их руководителей, которые берутся выполнять государственные оборонные заказы (ГОЗ). Дмитрий Ульянов, партнер адвокатского бюро Интеллектуальный капитал, уверил, что риски в этой сфере возникают из-за сложных регламентов при работе с правительственными контрактами, проверок органов и штрафных санкций. Основными минусами работы с госконтрактами эксперт считает как личные репутационные риски, так и риски для компаний, в том числе попадание в реестр недобросовестных поставщиков.
«Где бюджетные деньги — там жесткие требования», – Дмитрий Ульянов.
Сами риски Ульянов делит на две группы. К первым, классическим, эксперт относит те, что напрямую связаны с предпринимательской деятельностью: мошенничество, ограничение конкуренции, подкуп и взятка. Вторые риски — специфические, которые преимущественно ввели в 2022 году для адаптации закона под нужды СВО. Среди них — злоупотребление должностным лицом полномочиями при выполнении ГОЗ, нарушение условий поставщиком и отказ или уклонение единственного поставщика от заключения контракта. Ульянов посоветовал компаниям, которые решили участвовать в государственном оборонном заказе, строго и неукоснительно выполнять требования контракта. Чтобы соблюсти все условия, необходимо детально изучить три основных акта: ФЗ № 275 о государственном оборонном заказе, ФЗ № 44 о госзакупках и постановление правительства № 1465 о регулировании цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ.
Продолжил тему минимизации правовых рисков Марат Хужин, управляющий партнер, АБ Адвокатское бюро «МКП». Эксперт отметил, что одно из самых суровых наказаний, которое можно применить к собственникам бизнеса и его сотрудникам, — организация преступного сообщества (ст. 210 УК). Поэтому нужно знать, какие шаги предпринимать, чтобы не попасть в такую ситуацию. Для этого Хужин советует провести антикоррупционный и уголовно-правовой комплаенс. При этом ключевыми методами эксперт считает корпоративное обучение и специализированные тренинги. В процессе сотрудники должны понять и получить четкий алгоритм того, что им делать при визите правоохранительных органов. А те работники, что входят в «контактную» группу и прямо взаимодействуют со службами, должны уметь отвечать на их вопросы. В завершение Хужин предлагает предприятию проводить учебные проверки, чтобы руководство смотрело, как это работает на практике. «Одно дело — прочитать брошюры, другое — прожить все на практике», — считает эксперт.
Цифровая среда
Практические советы по выявлению преступлений в цифровой среде дал Сергей Дмитриев, заместитель руководителя уголовной практики Андреев, Бодров, Гузенко и Партнеры. По мнению эксперта, для предотвращения рисков нужно предпринять два шага: разрабатывать локальную документацию и грамотно коммуницировать с персоналом. Он отметил, что каждый сотрудник может столкнуться с ситуацией, когда ему сделают предложение «от которого нельзя отказаться». Поэтому подбор кадров — важная составляющая.
Пленум Верховного суда в постановлении № 37 от 15 декабря 2022 года идентифицировал IT-преступления. ВС определяет их как преступления в сфере компьютерной информации, предусмотренные ст. 272, 273, 274 и 274.1 УК, а также как иные преступления, совершенные с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей. Эксперт привел статистику МВД, которая показывает, что за девять месяцев года количество преступлений в IT-сфере выросло на 30% по сравнению с прошлым годом.
При этом с большинством преступлений люди сталкиваются как в повседневной, так и в коммерческой жизни. Многие из них связаны с удаленными сервисами и VPN. Отдельно эксперт сказал о подменных номерах и IP-телефонии. Он отметил, что к марту 2024 года все телекоммуникационные операторы будут обязаны установить программу «Антифрод». Она выявляет подменные номера, и благодаря ей за десять месяцев уже было предотвращено 547 млн спам-звонков.
Автор: Раиса Каменская
Источник: Право.ру
454091, Россия, г. Челябинск,
ул. Российская, 159В, офис 306Б