Суды трех инстанций указали, что налоговая утратила возможность взыскания. Все названные ею причины затягивания срока – увольнение начальника, ожидание материалов из МВД и согласования из ФНС – признаны несерьезными.
В течение второй половины 2017 года и до сентября 2018 года налоговая проводила выездную проверку организации за период 2014-2016 годов. Итоговое рассмотрение всех материалов, включая полученные при допмероприятиях налогового контроля, а также возражений налогоплательщика состоялось 25 января 2019 года.
Черепашьими темпами
Решение по проверке налогоплательщик ждал примерно в начале февраля. Однако так и не дождался. Получен этот документ аж в декабре 2020 года. Доначислено было 182 млн рублей налогов, а также около 100 млн рублей пеней. Требование об уплате указанной суммы недоимки, а также 6 млн рублей пеней поступило от инспекции в июле 2021 года.
После этого организация направилась в суд обжаловать действия налогового органа, пропустившего все возможные сроки. Организация указала, что решение должно было быть вынесено не позднее 8 февраля 2019 года, а пропуск этого срока составил 705 календарных дней. С учётом всех дальнейших процессуальных сроков требование об уплате доначислений могло было быть выставлено в июне 2019 года, а срок на его добровольное исполнение не может превышать начало июля 2019 года. Соответственно, как считала фирма, возможности взыскания недоимки налоговым органам утрачены.
Ждали “у моря погоды”
В ответ инспекция привела аж три причины проволочки со своей стороны. Во-первых, был уволен руководитель налогового органа, и ему на смену пришёл новый, которому пришлось ознакамливаться со всеми материалами. Во-вторых, налоговики ждали информацию от органов МВД, которые проводили своё расследование и могли бы помочь налоговикам с формированием доказательной базы по фактам, зафиксированным в решении по проверке. В-третьих, позиция, изложенная в решении, по внутренним инструкциям ФНС должна была пройти согласование в контрольном управлении ФНС. Так что, по мнению налоговиков, только когда все эти звёзды сошлись, решение могло быть вынесено в окончательном виде.
Но суды указали, что все возможности отсрочек уже были исчерпаны налоговиками ещё до 25 января 2019 года, то есть – до итогового заседания по проверке. Суды раскопали, что от следователей документы были получены в марте 2020 года, то есть на полгода раньше, чем вынесено решение. Но даже и это не столь важно, потому что повторное рассмотрение акта и дополнительных материалов уже после всех допмероприятий не основано на нормах налогового законодательства, указал суд.
Взыскание ускользнуло
Так что все причины, названные налоговиками, не были приняты судами в качестве законных оснований для затягивания вынесения решения по проверке. Тем более, что начальник инспекции ушёл со своей должности уже после 25 января 2019 года – после итогового рассмотрения материалов проверки. Так что суды согласились с тем, что, затянув на 2 года вынесение решения, налоговики сорвали все сроки для последующего взыскания. Попутно выявились и более мелкие нарушения, например, само по себе решение, которое принято было 30 декабря 2020 года, вручено организации только в конце января 2021.
Так что требование инспекции об уплате недоимки, пеней и штрафов было признано недействительным судами трёх инстанций (дело А56-95029/2021, окружной суд Ф07-14681/2022). Вместе с тем, в настоящее время подана кассационная жалоба в Верховный суд.
Напомним, что ранее были и неблагоприятные для налогоплательщиков решения по схожим вопросам. Например, один пытался оспорить начисление пеней – ведь их сумму определяют на момент вынесения решения, а если оно затянуто, то и пеней набегает больше. Но суды намекнули, что надо было сначала заплатить недоимку – остановить “счетчик”, а потом ждать решения. А просрочки отправки акта по проверке вообще ничего не значат, свидетельствует практика.
Источник: Audit-it.ru
454091, Россия, г. Челябинск,
ул. Российская, 159В, офис 306Б