Арбитражный суд г. Москвы вынес решение (A40-148189/2021) удовлетворить иск заказчика в отношении клининговой компании, оказывавшей ему услуги, о взыскании денежной компенсации в возмещение понесенного убытка на сумму 1 866 495 рублей. Причиной иска послужили результаты камеральной проверки налоговой службы.
Итак, между заказчиком и клининговой компанией был заключен договор по комплексной уборке зданий (мест общего пользования, технических и внутренних служебных помещений, подземного паркинга), а также прилегающей территории нескольких объектов. Все услуги клинерами оказывались в установленные сроки, во всяком случае заказчик претензий к работам не предъявляет, так как все акты выполненных работ подписаны. Необходимые сведения заказчик своевременно отразил у себя в бухгалтерских и налоговых книгах.
Сотрудничество всех устраивало до тех пор, пока к заказчику не нагрянула налоговая проверка. ФНС России при сверке операций, обнаружила несоответствия между данными в бухгалтерских учетах заказчика и исполнителя. У подрядчика в документации не была отражена часть выполненных работ, а именно отсутствовали записи об операциях по двум кварталам. Таким образом, получилось, что за этот период не был уплачен НДС в бюджет. На основании выявленных сведений налоговая служба доначислила НДС заказчику.
Компания-заказчик по требованию налогового органа доплатила в бюджет 1 866 495 рублей, но обратилась в суд с взысканием суммы с бывшего контрагента. Арбитражный суд исходил из доказанности состава и размера убытков и вынес решение в пользу заказчика. Клинеры подали апелляционную жалобу, настаивая на возможности подать уточненную декларацию, но суд оставил ее без удовлетворения, не меняя ранее принятого решения.
Подобные ситуации стали обычной практикой и повышением эффективности деятельности ФНС. Так, согласно данным с официального сайта службы в январе-июле 2022 года в консолидированный бюджет Российской Федерации от налогоплательщиков, состоящих на учете в налоговых органах г. Москвы, поступило 2 трлн 592,7 млрд рублей (по оперативным данным), или 113,2% к уровню поступлений за аналогичный период 2021 года. Бюджет успешно пополняется налоговыми органами и даже с большим темпом роста по сравнению с 2021 годом. Думаю, не ошибусь, если предположу, что в эту привлекательную для ФНС статистику вошли в том числе и суммы доначислений по результатам проверок компаний, а также внепроверочных убедительных побуждений их к добровольному уточнению налоговых обязательств.
Чтобы не стать объектом пристального внимания налогового органам и не способствовать росту доначислений, важно своевременно выявлять налоговые риски, тщательнее проверять контрагентов. Также не забывайте, что в настоящее время активно работает проект ФНС по «обелению» рынка клининга. Что это значит? Особое внимание налоговых органов направлено на деятельность клининговых компаний. Несмотря на то, что этот бизнес имеет не самый большой оборот, в действительности, нет такой сферы, которая бы не сталкивалась с клинингом: каждая компания имеет дело с услугами по уборке. В ФНС уверены, что, работая с недобросовестными подрядчиками, заказчики услуг осведомлены о нечестных налоговых схемах контрагентов и пока заказчик будет готов работать с подобными клининг-компаниями, такие исполнители услуг будут продолжать уклоняться от уплаты НДС в полном размере.
«Если мы говорим о рынке клининга, рынке предоставления персонала, то прежде, чем выбрать бизнес- модель заказчик просчитывает, сколько будет стоить та или иная услуга и принимает решение: нанимает ли он собственный персонал либо переводит данные услуги на аутсорсинг. Соответственно, он прекрасно осознает, что цена на услугу просто не включает налоги. Отсюда вполне закономерно следует, что покупатель услуги в сговоре с поставщиком и в этом случае налоговый орган просто обязан прийти к заказчику, доначислить ему налоги, доказать этот умысел, потому что пока сохраняется спрос на незаконное ценообразование – сохраняется и предложение» – заявила в одном из своих интервью заместитель начальника контрольного управления ФНС России Варвара Бурлевич.
ФНС России рекомендует пользоваться Инфоресурсом ФМ. Функционал Инфоресура позволяет заказчику проверить налоговую нагрузку подрядчика (по данным ФНС России) и официальное трудоустройство задействованного для оказания услуг персонала ( почему это важно можно посмотреть здесь Должная налоговая осмотрительность при заключение контракта на клининг (audit-it.ru). Регистрация в Инфоресурсе ФМ занимает всего несколько минут, использование сервиса абсолютно бесплатное, но при этом может принести значительную выгоду для компании; как минимум уберечь от доначислений по НДС. Сервис оказывает значительную помощь проверки потенциальных контрагентов на стадии выбора исполнителя, так как функционирует по принципу светофора, то есть компании-подрядчики окрашены в красный, желтый и зеленый цвета. Зеленый говорит о том, что договор с данным подрядчиком имеет минимальные риски. Желтый и тем более красный цвет информируют, что с экономической точки зрения необходимо принять меры, чтобы обезопасить свой бизнес, в этом случае минимизировать риски заказчик может подписанием с исполнителем услуг налоговой оговорки. По сути ФНС придерживается стратегии перехода в сервисную модель, предоставляя предпринимателям все больше возможностей обезопасить свой бизнес, а отдельные отрасли вырабатывают нужные механизму и инструменты, и при поддержке налоговой службы внедряют их в практику.
Напоследок отмечу, что за три года работы проекта ФНС России по обелению рынка клининга налоговая нагрузка по отрасли выросла в 5 раз, и, если ранее налоговая нагрузка на клининговый бизнес составляла 3-4%, то сегодня в среднем по отрасли она составляет более 15%. Можно с уверенностью предположить, что достижение таких же результатов в других человекоемких отраслях даст экономике страны шансы восстановиться в гораздо более короткий промежуток.
Источник: Audit-it
454091, Россия, г. Челябинск,
ул. Российская, 159В, офис 306Б